|
Паровозы в Беларуси
Наверное, всем белорусским железнодорожникам знакомы календари с изображением
«горячего» паровоза П36. Как известно, такие паровозы иногда совершают
рейсы по Белорусской железной дороге с туристическими поездами. Но мало
кому известно, где ремонтируют эти локомотивы, кто готовит их к рейсам.
Локомотивное депо Брест-Восточный занимается подъёмочным и капитальным
ремонтом тепловозов М62 и 2М62 из разных уголков Беларуси. Это депо само
по себе необычно. Старинное веерное здание, построенное ещё в царские
времена, красивая водонапорная башня, тепловозы М62 и ЧМЭ3 на европейской
колее с буферами и винтовой сцепкой. Но главная его особенность – единственный
в Беларуси участок по реставрации паровозов. Руководит им молодой мастер
Юрий Заяц. Под его началом работает небольшой коллектив специалистов разного
возраста – от пожилых локомотивщиков, которые начинали свою карьеру с
паровозов до молодых специалистов, которые неравнодушны к историческим
локомотивам. Трудно переоценить значение работы, которую проводят эти
люди. Ведь они сохраняют историю железной дороги в том виде, в каком её
принято сохранять в европейских странах – каждый экспонат должен быть
рабочим и периодически обкатываться. А без работы машина начинает медленно
умирать. Кстати, по западным меркам, количество рабочих паровозов на железной
дороге – прямой показатель её престижа и благополучия. У этого коллектива,
конечно же, хватает и трудностей. Паровозы не выпускаются уже почти пятьдесят
лет, и остро стоит проблема запчастей. Не хватает и хорошего, например,
силезского угля, который так любят пассажирские паровозы П36.
Эти паровозы приносят депо и денежный доход – иногда депо предоставляет
их для ретро-поездок по Беларуси и за её границами а также кинематографистам:
например, зимой 2004года паровоз, о котором говорилось выше, участвовал
в съёмках фильма. Ну а кроме денежной прибыли, паровозы приносят огромное
удовольствие тем, кто
Побывать в брестском депо мне удалось как раз в тот день, когда там обкатывали
грузовой паровоз ЭР 791-35, построенный в 1954 году. Паровоз притаился
в одном из тупиков, где его разогревали с раннего утра. А когда он издал
пронзительный гудок и, попыхивая цилиндрами, неспешно двинулся на поворотный
круг, возле этого локомотива начали собираться любопытные: среди тепловозов
и электровозов паровоз казался удивительным созданием, пришедшим к нам
из далёкой довоенной эпохи. Дети вертелись вокруг паровоза, просили бригаду
погудеть, а железнодорожники заворожённо обсуждали эту старинную машину.
Но вот машинист продувает цилиндры и все мы утопаем в клубах белого пара,
жадно вдыхаем сладковатый запах угольного дыма и машинного масла – запах,
который, по словам старых паровозников, невозможно забыть. Вот паровоз
поворачивается и, тяжело дыша, съезжает с круга. Ну и как было не прокатиться
на этом железном чудовище! По крутым ступенькам я поднялся в закопчённую
кабину. Было очень интересно смотреть, как кочегар подбрасывает в топку
уголь лопатой. А пожилой машинист Василий Владимирович Карабанюк умело
управлялся с реверсом и регулятором, одновременно перебрасываясь с нами
шутками и объясняя, как работает эта диковинная машина.
После осмотра депо мне удалось побывать и в железнодорожном музее. Надо
отдать должное тому, как бережно отреставрированы экспонаты, аккуратно
уложены дорожки, красиво посажены цветы. Но после посещения депо я понял,
что неподвижно стоящие экспонаты не идут ни в какое сравнение с горячим
паровозом – живой машиной, которая так притягивает взгляды даже самых
равнодушных людей.
Панин Юрий
Назад
|
|
|
|
|
|
ЭР 791-35 (2004г) |
|
|
|
"Развернемся" |
|
|
|
Две "Победы" на ст.Минск-пасс
в День Победы. 2003 г. |
|
|
|
"На Москву!" с ветеранами 2-ой
Мировой. |
|
|
|
|