29 апреля 2006 года мы проехали вдоль линии Молодечно-Лида-Мосты и
отсняли некоторые ее станционные сооружения. Эта линия, как и многие
другие в Беларуси, интересна тем, что несколько раз меняла своих хозяев
и в разное время относилась к разным дорогам: Николаевской, Полесской,
Белостокской, Белорусской.
Диагональная линия Бологое-Великие Луки-Полоцк-Молодечно-Лида-Волковыск-Седлец
имела исключительно военное значение и строилась на солидный французский
заем, предоставленный России для укрепления ее западной границы.
Работа по сооружению дороги началась весной 1902 года, а укладка рельсов
в 1903 году. Начальником работ на участке Полоцк- Седлец был назначен
инженер В. Тимофеев-Рясовский.
Магистраль Бологое - Седлец пересекала Либаво-Роменскую дорогу в районе
станции Молодечно. Здесь создалась большая распорядительная станция
с основным депо для новой магистрали. Возводился вокзал островного типа
для совместного пользования обеих дорог. Севернее вокзала укладывалось
свыше 20 путей; приемоотправочные и (параллельно им) сортировочные.
К Полоцкой горловине примыкала первая соединительная ветвь с Либаво-Роменской
дорогой, обеспечивающая отправление на Минск поездов, поступающих от
Лиды, и поездов обратного направления без их переформирования. К Лидской
горловине примыкала вторая соединительная ветвь, расположенная правее
локомотивного хозяйства и выходящая на главный путь Либаво-Роменской
дороги перед путепроводом. Ветвь обеспечивала пропуск полоцких поездов
на Вильно и в обратном направлении.
Третье соединение с Либаво-Роменской железной дорогой для маневровых
передвижений находилось с восточной стороны паровозного депо в виде
выхода из депо на перронные пути дороги.
Депо паровозного хозяйства пришлось размещать между второй соединительной
ветвью и ходовым путем пассажирских поездов Либаво-Роменской дороги.
Разместить его в другом месте было невозможно из-за болотистого грунта.
С южной стороны вокзала уложили 3 перронных пути Либаво-Роменской дороги
с двумя промежуточными платформами; ныне здесь - привокзальная площадь.
К ходовому пути от пассажирских путей на главный путь перегона Молодечно-Уша
примыкала первая соединительная ветвь.
Для приема и отправления пассажирских поездов Либаво-Роменской железной
дороги на станцию и со станции Молодечно-I-Пассажирская в конторе дежурного
по этой станции установили жезловые аппараты тех же серий, что и на
Молодечно-II (т. е. на перегонах Молодечно-Уша и Молодечно-Пруды), но
с перекладными жезлами. Переговоры с соседними станциями Уша и Пруды
осуществлял дежурный по станции Молодечно-II. Например, получив запрос
станции Пруды на отправление пассажирского поезда, он давал согласие
на прием этого поезда обычным порядком (вращением рукоятки жезлового
индуктора) и согласовывал с дежурным по станции Молодечно-I-Пассажирская
прием поезда на один из перронных путей через третье соединение. После
прибытия поезда дежурный по станции Молодечно вкладывал жезл в аппарат
"Молодечно-Пруды" и давал возможность дежурному по станции
Молодечно-II совершить перекладку жезла в основной аппарат. Для отправления
поезда с перронного пути на Ушу дежурный по станции Молодечно-II установленным
порядком запрашивал путь, извлекши жезл, перекладывал его в аппарат,
связанный с Молодечно-I, разрешал дежурному этой станции извлечь жезл
для отправления поезда через первое соединение на Ушу.
Переустройство станции Молодечно было закончено в начале августа 1906
года. После переустройства образовался железнодорожный узел, состоящий
из двух станций: Молодечно-I-Пассажирская - распорядительная станция
основным депо на новой двухпутной магистрали и Молодечно-II-Товарная
- промежуточная станция Либаво-Роменской железной дороги, имеющая 4
сквозных пути и 2 тупика.
Либаво-Роменская дорога к этому времени была оборудована электрожезловой
сигнализацией системы "Вебб Томпсон и Смис". Новая линия оборудовалась
новейшей полуавтоматической блокировкой немецкой системы "Макс
Юдель". Изготовление аппаратов и всех принадлежностей было налажено
в Риге заводом "Общество Рихарда Поле".
В начале января 1907 года новая линия сдается в постоянную эксплуатацию,
причем участок от Бологое до Волковыска передается Николаевской дороге,
а от Волковыска до Седлеца - Привисленским дорогам. В связи с
открытием на новой линии возле города Вилейки станции того же наименования
произведена замена названия станции Вилейка Либаво-Роменской дороги
на Ново-Вилейку. В 1910 году участок Волковыск - Полоцк включен в
состав Полесских дорог.
Начавшаяся в 1914 году война положила начало оккупации западной части
Белоруссии сначала немцами (1915-1918) а затем поляками (1919-1939).
Станция Листопады на участке Молодечно-Лида разрушена огнем
артиллерии при наступлении немцев в 1915 году. Вместо восстановления
станции Листопады была построена в 6-7 км ближе к Молодечно новая станция
Гороньки (ныне Воложин). От нее шла паровая узкоколейка на Микуловщизну-Ленковщизну-Касимово-Загорье-Каскевичи-Понизье-Марково
до станции Пруды.
При отступлении в 1915 году русские войска взорвали мост через реку
Гольшанку на перегоне Юратишки-Войгяны. Немцы не восстанавливали мост,
а вблизи его устроили станцию перегрузки с необходимым количеством путей
широкой и узкой колеи. От этой рокадной линии отходили питательные и
соединительные ветви.
Во время Белопольской оккупации линия входила в состав Виленской
окружной дирекции Польских государственных железных дорог.
Был снят второй главный путь на всем направлении Загатье, Крулевщизна,
Молодечно, Богданов (бывшие Войгяны); демонтирована (в 1923 году) ширококолейная
ветвь Кривичи - Брусы, несколько позже были сняты запасные пути на станции
Листопады, которая не восстанавливалась, разобраны конно-железные дороги,
причем узкоколейку Кривичи - Толуть сняли жители окрестных деревень,
используя звенья пути для переделки на плуги, железные шпалы шли на
изготовление лемехов, а рельсы - на плужные дышла.
Велись и самые неотложные восстановительные работы искусственных сооружений
и пассажирских зданий.
В числе восстановительных - мост через реку Голыпанку. В 1922 году
возле этого моста (на перегоне) примкнули лесовозную ветку нормальной
колеи до деревни Расолище с мостом через реку Березину.
На станции Богданов были сожжены покгауз и водоемное здание,
которые восстановлены в 1922 -1923 годах. Пакгауз сделали значительно
меньше старого, а в пассажирском здании надстроили второй этаж. Водонапорную
башню соорудили из кирпича. На станции Кривичи (ныне Княгинин) в 1924
году построили двухэтажное пассажирское здание, причем на втором этаже
разместили квартиры для работников станции. В Воложине по обе стороны
от главного пути в сторону Молодечно уложили карьерные тупики, примкнув
их к боковым путям.
После освобождения западной части Белоруссии линия вошла в состав Белостокской
железной дороги.
После освобождения территории от немецко-фашистских захватчиков движение
поездов на участке Молодечно-Лида было открыто 19 июля 1944 года.
В 1953 году Минская и Белорусская дороги были объединены
в единую Белорусскую с размещением Управления в Минске.
Фотографии некоторых станций можно видеть здесь