Барановичский музей железнодорожной техники

30 июля 1999 года на белорусской дороге в Барановичах состоялось торжественное открытие музея железнодорожной техники. В уютном сосновом сквере, расположенном в центральной части города рядом с железнодорожной станцией Барановичи-Полесская, занимающем 1,5 га земли разместилось более 500 экспонатов железнодорожной техники. Музей сразу производит впечатление очень ухоженного и рационально построенного завершенного объекта.


Первых посетителей встречает макет паровоза серии В вполовину натуральной величины. Он и является визитной карточкой музея. Паровоз этой серии проследовал с первым товарнопассажирским поездом из Минска через Барановичи до Бреста 29 ноября 1871 года. С этой даты ведется отсчет истории Белорусской магистрали и города Барановичи.


Паровозную часть коллекции музея представляют 4 локомотива. Паровоз ЭМ733-87 перед установкой в музей работал на Красноярской, Московско-Киевской, Белостокской и Белорусской железных дорогах. Общий пробег до списания в запас 1 741 876 км, в том числе по военным дорогам 1941-1945 г.г. 288 600 км. "Тэшка" ТЭ-5248 поступила в СССР в 1947 году. Паровоз работал на Октябрьской и Белорусской ж.д. Общий пробег до консервации 636 810 км. "Лебедянка" Л-4540 с пробегом 1 268 689 км до сих пор находится в рабочем состоянии. "Лебедь" прибыл своим ходом из Лиды и подавал сигнал открытия музея.


Среди представленных вагонов, особый интерес вызывает 4-осный крытый вагон с клепаной конструкцией кузова постройки 1928 года "Уралвагонзавода". Еще один 4-осный крытый вагон - живое свидетельство истории - в 1951 г. переоборудованный под теплушку для перевозки людей с установленными нарами, чугунной печкой-буржуйкой и свечным освещением. С какими целями это было сделано, даже и комментировать не нужно…


В выставочном вагонном парке музея затесался и иностранец - 4-осная платформа канадской постройки 1944 года поступила в СССР по ленд-лизу. Рама клепаной конструкции. Двухосная платформа интересна тем, что в 1965 году она была сделана из 18 т вагона НТВ.


Одно из главных достоинств музея - уважение к подлинной истории. Выставленные пассажирские вагоны являются не только экспонатами сами по себе, но и содержат залы для экспозиции приборов, механизмов, устройств связи и блокировки, применявшихся на различных дорогах страны. Такие залы оборудованы в 4-осном жестком пассажирском вагоне длиной 20,2 м и 2-осном 14-метровом пассажирском вагоне. До этого вагоны находились в составе ОПМС-115.


Специальный раздел в зале одного из вагонов отведен истории вагоностроения и технического обслуживания вагонов в поездах. В разделе "Путь и путевое хозяйство" экспонируются инструменты, приборы, приспособления и механизмы, использовавшиеся в прошлом веке на путеремонтных работах.


Локомотивный парк, различные типы вагонов, тележек, путеремонтная техника представлены достаточно разнообразно. Некоторые образцы уже не встретить на дорогах - время перевело их в разряд музейных раритетов.


В помещении дежурного по станции установлены аппараты по обеспечению безопасности приема и отправки поездов: электрожезловые аппараты, маршрутно-контрольные устройства системы Наталевича и др. Действующий семафор и водоразборная колонка.


Хозяйство электрификации представлено передвижной электростанцией РУ-110, которая использовалась в качестве резервной в период электрификации участков Минск-Столбцы и Столбцы-Барановичи. Тогда она располагалась на станции Колосово и предназначалась для питания контактной сети.

Огромная роль в организации и создании музея принадлежит Малюгину Илье Николаевичу (1925-2004 г.г.). Благодаря ему музей все время пополнялся интересными экспонатами и содержался в надлежащем порядке. Будем надеяться что и после его музей не превратится в кладбище железнодорожной техники, а будет как и прежде радовать своих посетителей.

 

График работы музея:
Вторник-четверг - 13.00-16.30
Суббота - 10.00-16.00
Выходные - воскресенье, понедельник

Экспонат Завод, дата постройки Наличие фото
Паровоз Эм 733-87
Луганск, 1934 г.
Есть

Паровоз Эр 788-85

З-д им.Сталина, Познань,1953 г.
Есть
Паровоз Эу 679-14
Брянск, 1927 г.
Есть

ПаровозТЭ-5248

Krenau, Германия, 1943 г.
Есть
Паровоз Л-4540
Ворошиловград, 1952 г.
Есть
Паровоз Л-0054 (тендер Л-0024)
Коломна, 1946 г.
Есть
Танк-паровоз 9Пм-221
Муром, 1956 г.
Есть
Макет паровоза серии В (М 1:2)
  Есть
Тепловоз ТЭ3-7590
Ворошиловград, 1971 г.
Есть
Тепловоз М62-1098
Луганск, 1970 г.
Есть
Тепловоз ТЭП60-0369
Коломна, 1970 г.
Есть
Тепловоз ТГМ1-483
Муром, 1960 г.
Есть
Тепловоз ТГК2-5989
Калуга, 1962 г.
Есть
Крытый вагон 4-осн. г.п.50 т, № 2011429
Уралвагонзавод, 1928 г.
Есть
Крытый вагон 4-осн. г.п.60 т, № 2105041
1951 г.
Есть
Крытый вагон 2-осн. г.п.20 т
1928 г.
Есть
Платформа безбортная 4-осн. г.п.50 т.
Канада, 1944 г.
Есть
Платформа 2-осн. г.п.20 т. № 4064579
з-д им.Урицкого, 1935 г.
Есть
Платформа 2-осн. переделанная из НТВ № 412578
Рославльский ВРЗ, 1965 г.
Есть
Платформа 4-осн. с тягачом АТ-Т25
  Есть
Бункерный вагон 4-осн. № 70102157
Днепродзержинский ВСЗ, 1979 г.
Есть
Цистерна 2-осн.
Мариупольский з-д, 1948 г.
Есть
Пасс.вагон 4-осн., жесткий, 20,2 м
Работал в ОПМС-115 Есть
Пасс.вагон 2-осн., жесткий, 14 м
Работал в ОПМС-115 Есть
Паровой кран ПК-6-78
  Есть
Мотовоз МК2/15-1848
Калужский МСЗ
Есть
Автодрезина ДГКу-1239
Тихорецкий МСЗ
Есть
Автодрезина АГМу-1058
Тихорецкий МСЗ, 1953 г.
Есть
Автомотриса АС1А-243
Великолукский РЗ, 1977 г.
Есть
Гайковерт ШМПГ-02
Кировский МСЗ, 1972 г.
Есть
Шпалоподбивочна машина ШПМ-02
Кировский МСЗ, 1972 г.
Есть
Двухпутный снегоочиститель ЦУМЗ
Тульский МСЗ, 1945 г.
Есть
Плунжерный двухпутный снегоочиститель СДПм-184
Энгельский ЗТМ, 1976 г.
Есть
Съемная транспортная дрезина ТД-5
Калужский ЗТМ, 1967 г.
Есть
Ручная дрезина РД
  Есть
Передвижная 4-х вагонная тяговая подстанция
  Есть
Передвижная дизельная электростанция ПЭ-6-180
  Есть
Дизельэлектростанция реф.секции
1986 г.
Есть
Кран ЭДК-50 33
  Есть
Кран МК-ЦУМЗ-15
  Есть
Диплер
  Есть
Мадерон
  Есть
Коллекция вагонных тележек
  Есть
Коллекция сигналов: мачтовые линзовые и прожекторные, карликовые линзовые, заградительный светофоры, двукрылый семафор, автоматический шлагбаум, сигналы и таблички.
   
Электрожезловый аппарат и маршрутно-контрольное устройство системы Наталевича
   
Жезлообменное устройство
  Есть
Гидроколонка с паровым приводом
  Есть

 

- Автор статьи Шевчук Сергей -

Вернуться в "ЧТИВО"

 

Сайт управляется системой uCoz