30 июля 1999 года на
белорусской дороге в Барановичах состоялось торжественное открытие
музея железнодорожной техники. В уютном сосновом сквере, расположенном
в центральной части города рядом с железнодорожной станцией Барановичи-Полесская,
занимающем 1,5 га земли разместилось более 500 экспонатов железнодорожной
техники. Музей сразу производит впечатление очень ухоженного и рационально
построенного завершенного объекта.
Первых посетителей встречает макет паровоза серии В вполовину натуральной
величины. Он и является визитной карточкой музея. Паровоз этой серии
проследовал с первым товарнопассажирским поездом из Минска через Барановичи
до Бреста 29 ноября 1871 года. С этой даты ведется отсчет истории
Белорусской магистрали и города Барановичи.
Паровозную часть коллекции музея представляют 4 локомотива. Паровоз
ЭМ733-87 перед установкой в музей работал на Красноярской, Московско-Киевской,
Белостокской и Белорусской железных дорогах. Общий пробег до списания
в запас 1 741 876 км, в том числе по военным дорогам 1941-1945 г.г.
288 600 км. "Тэшка" ТЭ-5248 поступила в СССР в 1947 году.
Паровоз работал на Октябрьской и Белорусской ж.д. Общий пробег до
консервации 636 810 км. "Лебедянка" Л-4540 с пробегом 1
268 689 км до сих пор находится в рабочем состоянии. "Лебедь"
прибыл своим ходом из Лиды и подавал сигнал открытия музея.
Среди представленных вагонов, особый интерес вызывает 4-осный крытый
вагон с клепаной конструкцией кузова постройки 1928 года "Уралвагонзавода".
Еще один 4-осный крытый вагон - живое свидетельство истории - в 1951
г. переоборудованный под теплушку для перевозки людей с установленными
нарами, чугунной печкой-буржуйкой и свечным освещением. С какими целями
это было сделано, даже и комментировать не нужно…
В выставочном вагонном парке музея затесался и иностранец - 4-осная
платформа канадской постройки 1944 года поступила в СССР по ленд-лизу.
Рама клепаной конструкции. Двухосная платформа интересна тем, что
в 1965 году она была сделана из 18 т вагона НТВ.
Одно из главных достоинств музея - уважение к подлинной истории. Выставленные
пассажирские вагоны являются не только экспонатами сами по себе, но
и содержат залы для экспозиции приборов, механизмов, устройств связи
и блокировки, применявшихся на различных дорогах страны. Такие залы
оборудованы в 4-осном жестком пассажирском вагоне длиной 20,2 м и
2-осном 14-метровом пассажирском вагоне. До этого вагоны находились
в составе ОПМС-115.
Специальный раздел в зале одного из вагонов отведен истории вагоностроения
и технического обслуживания вагонов в поездах. В разделе "Путь
и путевое хозяйство" экспонируются инструменты, приборы, приспособления
и механизмы, использовавшиеся в прошлом веке на путеремонтных работах.
Локомотивный парк, различные типы вагонов, тележек, путеремонтная
техника представлены достаточно разнообразно. Некоторые образцы уже
не встретить на дорогах - время перевело их в разряд музейных раритетов.
В помещении дежурного по станции установлены аппараты по обеспечению
безопасности приема и отправки поездов: электрожезловые аппараты,
маршрутно-контрольные устройства системы Наталевича и др. Действующий
семафор и водоразборная колонка.
Хозяйство электрификации представлено передвижной электростанцией
РУ-110, которая использовалась в качестве резервной в период электрификации
участков Минск-Столбцы и Столбцы-Барановичи. Тогда она располагалась
на станции Колосово и предназначалась для питания контактной сети.
Огромная роль в организации
и создании музея принадлежит Малюгину Илье Николаевичу (1925-2004
г.г.). Благодаря ему музей все время пополнялся интересными экспонатами
и содержался в надлежащем порядке. Будем надеяться что и после его
музей не превратится в кладбище железнодорожной техники, а будет как
и прежде радовать своих посетителей.