Паровозы в Беларуси

Наверное, всем белорусским железнодорожникам знакомы календари с изображением «горячего» паровоза П36. Как известно, такие паровозы иногда совершают рейсы по Белорусской железной дороге с туристическими поездами. Но мало кому известно, где ремонтируют эти локомотивы, кто готовит их к рейсам.

Локомотивное депо Брест-Восточный занимается подъёмочным и капитальным ремонтом тепловозов М62 и 2М62 из разных уголков Беларуси. Это депо само по себе необычно. Старинное веерное здание, построенное ещё в царские времена, красивая водонапорная башня, тепловозы М62 и ЧМЭ3 на европейской колее с буферами и винтовой сцепкой. Но главная его особенность – единственный в Беларуси участок по реставрации паровозов. Руководит им молодой мастер Юрий Заяц. Под его началом работает небольшой коллектив специалистов разного возраста – от пожилых локомотивщиков, которые начинали свою карьеру с паровозов до молодых специалистов, которые неравнодушны к историческим локомотивам. Трудно переоценить значение работы, которую проводят эти люди. Ведь они сохраняют историю железной дороги в том виде, в каком её принято сохранять в европейских странах – каждый экспонат должен быть рабочим и периодически обкатываться. А без работы машина начинает медленно умирать. Кстати, по западным меркам, количество рабочих паровозов на железной дороге – прямой показатель её престижа и благополучия. У этого коллектива, конечно же, хватает и трудностей. Паровозы не выпускаются уже почти пятьдесят лет, и остро стоит проблема запчастей. Не хватает и хорошего, например, силезского угля, который так любят пассажирские паровозы П36.

Эти паровозы приносят депо и денежный доход – иногда депо предоставляет их для ретро-поездок по Беларуси и за её границами а также кинематографистам: например, зимой 2004года паровоз, о котором говорилось выше, участвовал в съёмках фильма. Ну а кроме денежной прибыли, паровозы приносят огромное удовольствие тем, кто

Побывать в брестском депо мне удалось как раз в тот день, когда там обкатывали грузовой паровоз ЭР 791-35, построенный в 1954 году. Паровоз притаился в одном из тупиков, где его разогревали с раннего утра. А когда он издал пронзительный гудок и, попыхивая цилиндрами, неспешно двинулся на поворотный круг, возле этого локомотива начали собираться любопытные: среди тепловозов и электровозов паровоз казался удивительным созданием, пришедшим к нам из далёкой довоенной эпохи. Дети вертелись вокруг паровоза, просили бригаду погудеть, а железнодорожники заворожённо обсуждали эту старинную машину. Но вот машинист продувает цилиндры и все мы утопаем в клубах белого пара, жадно вдыхаем сладковатый запах угольного дыма и машинного масла – запах, который, по словам старых паровозников, невозможно забыть. Вот паровоз поворачивается и, тяжело дыша, съезжает с круга. Ну и как было не прокатиться на этом железном чудовище! По крутым ступенькам я поднялся в закопчённую кабину. Было очень интересно смотреть, как кочегар подбрасывает в топку уголь лопатой. А пожилой машинист Василий Владимирович Карабанюк умело управлялся с реверсом и регулятором, одновременно перебрасываясь с нами шутками и объясняя, как работает эта диковинная машина.

После осмотра депо мне удалось побывать и в железнодорожном музее. Надо отдать должное тому, как бережно отреставрированы экспонаты, аккуратно уложены дорожки, красиво посажены цветы. Но после посещения депо я понял, что неподвижно стоящие экспонаты не идут ни в какое сравнение с горячим паровозом – живой машиной, которая так притягивает взгляды даже самых равнодушных людей.

Панин Юрий

Назад

ЭР 791-35 (2004г)
"Развернемся"
Две "Победы" на ст.Минск-пасс в День Победы. 2003 г.
"На Москву!" с ветеранами 2-ой Мировой.
Сайт управляется системой uCoz