МОЛОДЕЧНО-МОСТЫ

 

29 апреля 2006 года мы проехали вдоль линии Молодечно-Лида-Мосты и отсняли некоторые ее станционные сооружения. Эта линия, как и многие другие в Беларуси, интересна тем, что несколько раз меняла своих хозяев и в разное время относилась к разным дорогам: Николаевской, Полесской, Белостокской, Белорусской.

Диагональная линия Бологое-Великие Луки-Полоцк-Молодечно-Лида-Волковыск-Седлец имела исключительно военное значение и строилась на солидный французский заем, предоставленный России для укрепления ее западной границы.

Работа по сооружению дороги началась весной 1902 года, а укладка рельсов в 1903 году. Начальником работ на участке Полоцк- Седлец был назначен инженер В. Тимофеев-Рясовский.

Магистраль Бологое - Седлец пересекала Либаво-Роменскую дорогу в районе станции Молодечно. Здесь создалась большая распорядительная станция с основным депо для новой магистрали. Возводился вокзал островного типа для совместного пользования обеих дорог. Севернее вокзала укладывалось свыше 20 путей; приемоотправочные и (параллельно им) сортировочные.

К Полоцкой горловине примыкала первая соединительная ветвь с Либаво-Роменской дорогой, обеспечивающая отправление на Минск поездов, поступающих от Лиды, и поездов обратного направления без их переформирования. К Лидской горловине примыкала вторая соединительная ветвь, расположенная правее локомотивного хозяйства и выходящая на главный путь Либаво-Роменской дороги перед путепроводом. Ветвь обеспечивала пропуск полоцких поездов на Вильно и в обратном направлении.

Третье соединение с Либаво-Роменской железной дорогой для маневровых передвижений находилось с восточной стороны паровозного депо в виде выхода из депо на перронные пути дороги.

Депо паровозного хозяйства пришлось размещать между второй соединительной ветвью и ходовым путем пассажирских поездов Либаво-Роменской дороги. Разместить его в другом месте было невозможно из-за болотистого грунта. С южной стороны вокзала уложили 3 перронных пути Либаво-Роменской дороги с двумя промежуточными платформами; ныне здесь - привокзальная площадь.

К ходовому пути от пассажирских путей на главный путь перегона Молодечно-Уша примыкала первая соединительная ветвь.

Для приема и отправления пассажирских поездов Либаво-Роменской железной дороги на станцию и со станции Молодечно-I-Пассажирская в конторе дежурного по этой станции установили жезловые аппараты тех же серий, что и на Молодечно-II (т. е. на перегонах Молодечно-Уша и Молодечно-Пруды), но с перекладными жезлами. Переговоры с соседними станциями Уша и Пруды осуществлял дежурный по станции Молодечно-II. Например, получив запрос станции Пруды на отправление пассажирского поезда, он давал согласие на прием этого поезда обычным порядком (вращением рукоятки жезлового индуктора) и согласовывал с дежурным по станции Молодечно-I-Пассажирская прием поезда на один из перронных путей через третье соединение. После прибытия поезда дежурный по станции Молодечно вкладывал жезл в аппарат "Молодечно-Пруды" и давал возможность дежурному по станции Молодечно-II совершить перекладку жезла в основной аппарат. Для отправления поезда с перронного пути на Ушу дежурный по станции Молодечно-II установленным порядком запрашивал путь, извлекши жезл, перекладывал его в аппарат, связанный с Молодечно-I, разрешал дежурному этой станции извлечь жезл для отправления поезда через первое соединение на Ушу.

Переустройство станции Молодечно было закончено в начале августа 1906 года. После переустройства образовался железнодорожный узел, состоящий из двух станций: Молодечно-I-Пассажирская - распорядительная станция основным депо на новой двухпутной магистрали и Молодечно-II-Товарная - промежуточная станция Либаво-Роменской железной дороги, имеющая 4 сквозных пути и 2 тупика.

Либаво-Роменская дорога к этому времени была оборудована электрожезловой сигнализацией системы "Вебб Томпсон и Смис". Новая линия оборудовалась новейшей полуавтоматической блокировкой немецкой системы "Макс Юдель". Изготовление аппаратов и всех принадлежностей было налажено в Риге заводом "Общество Рихарда Поле".

В начале января 1907 года новая линия сдается в постоянную эксплуатацию, причем участок от Бологое до Волковыска передается Николаевской дороге, а от Волковыска до Седлеца - Привисленским дорогам. В связи с открытием на новой линии возле города Вилейки станции того же наименования произведена замена названия станции Вилейка Либаво-Роменской дороги на Ново-Вилейку. В 1910 году участок Волковыск - Полоцк включен в состав Полесских дорог.

Начавшаяся в 1914 году война положила начало оккупации западной части Белоруссии сначала немцами (1915-1918) а затем поляками (1919-1939).

Станция Листопады на участке Молодечно-Лида разрушена огнем артиллерии при наступлении немцев в 1915 году. Вместо восстановления станции Листопады была построена в 6-7 км ближе к Молодечно новая станция Гороньки (ныне Воложин). От нее шла паровая узкоколейка на Микуловщизну-Ленковщизну-Касимово-Загорье-Каскевичи-Понизье-Марково до станции Пруды.

При отступлении в 1915 году русские войска взорвали мост через реку Гольшанку на перегоне Юратишки-Войгяны. Немцы не восстанавливали мост, а вблизи его устроили станцию перегрузки с необходимым количеством путей широкой и узкой колеи. От этой рокадной линии отходили питательные и соединительные ветви.

Во время Белопольской оккупации линия входила в состав Виленской окружной дирекции Польских государственных железных дорог.

Был снят второй главный путь на всем направлении Загатье, Крулевщизна, Молодечно, Богданов (бывшие Войгяны); демонтирована (в 1923 году) ширококолейная ветвь Кривичи - Брусы, несколько позже были сняты запасные пути на станции Листопады, которая не восстанавливалась, разобраны конно-железные дороги, причем узкоколейку Кривичи - Толуть сняли жители окрестных деревень, используя звенья пути для переделки на плуги, железные шпалы шли на изготовление лемехов, а рельсы - на плужные дышла.

Велись и самые неотложные восстановительные работы искусственных сооружений и пассажирских зданий.

В числе восстановительных - мост через реку Голыпанку. В 1922 году возле этого моста (на перегоне) примкнули лесовозную ветку нормальной колеи до деревни Расолище с мостом через реку Березину.

На станции Богданов были сожжены покгауз и водоемное здание, которые восстановлены в 1922 -1923 годах. Пакгауз сделали значительно меньше старого, а в пассажирском здании надстроили второй этаж. Водонапорную башню соорудили из кирпича. На станции Кривичи (ныне Княгинин) в 1924 году построили двухэтажное пассажирское здание, причем на втором этаже разместили квартиры для работников станции. В Воложине по обе стороны от главного пути в сторону Молодечно уложили карьерные тупики, примкнув их к боковым путям.

После освобождения западной части Белоруссии линия вошла в состав Белостокской железной дороги.

После освобождения территории от немецко-фашистских захватчиков движение поездов на участке Молодечно-Лида было открыто 19 июля 1944 года.

В 1953 году Минская и Белорусская дороги были объединены в единую Белорусскую с размещением Управления в Минске.

Фотографии некоторых станций можно видеть здесь

 
Сайт управляется системой uCoz